МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru:
Сообщение о том, что госфонд Dubai World, созданный властями эмирата Дубай для реализации поражающих воображение проектов, вроде насыпных островов или самых высоких в мире небоскребов, обратился к кредиторам с просьбой о полугодовой отсрочке по долгам, обвалило мировые фондовые и товарные рынки. Конец прошлой недели удивительно напомнил прошлую осень, когда единственными растущими активами были доллар и иена - инвесторы возвращали капиталы из рискованных активов в надежные инструменты.
Все это сопровождалось многочисленными комментариями, общий смысл которых сводился к тому, что дефолт или банкротство Dubai World может вызвать новую волну убытков и паники на рынках, сопоставимую с той, которая прокатилась по миру в сентябре прошлого года с банкротства Lehman Brothers.
Следует отметить, что многие инвесторы встретили падение рынков не без некоторого облегчения. Рассуждения о том, что слишком мягкая денежная политика, которую проводит большинство развитых стран, привела к отрыву товарных и фондовых рынков от экономических реалий - надуванию новых "пузырей", стали повсеместными. Для того чтобы цены и котировки начали падать нужен был лишь повод, которым и стали финансовые проблемы Dubai World, грозящие многомиллиардными убытками кредиторам фонда.
Впрочем, падением то, что произошло на мировых рынках, пока можно назвать с очень большой натяжкой. За евро по-прежнему дают около полутора долларов. нефть выше 75 долларов за баррель, золото штурмует исторические максимумы, а фондовые индексы откатились на 3-5%, что после двукратного роста развивающихся рынков даже полноценной коррекцией назвать язык не поворачивается.
В воскресенье Центробанк ОАЭ, после прошедших в выходные переговоров между представителями эмиратов Абу-Даби и Дубаи, заявил о том, что готов поддержать кредиторов дубайской госкорпорации Dubai World и предоставить им ликвидные средства.
Однако ближе к вечеру понедельника кредиторов дубайской госкомпании ждали новые неприятные новости: правительство эмирата заявило, что не является гарантом долгов госфонда, поскольку он получал финансирование не по государственной гарантии, а в соответствии с планом проектов. Таким образом, ответственность за финансовое состояние фонда несут в первую очередь инвесторы.
Ситуация неприятная, фонд должен кредиторам почти 60 миллиардов долларов, и риск того, что значительной части этих денег инвесторы не получат, весьма велик.
И все же ждать волны банкротств, даже в случае дефолта Dubai World, не стоит. Деньги в развитых странах по-прежнему чрезвычайно дешевы, а правительства слишком напуганы возможностью возникновения новой "финансовой цунами", что предпочтут перестраховаться с закачиванием денег в экономику, но не допустить повторения прошлого сентября.
Кроме того, не останутся в стороне и международные наднациональные финансовые организации, получившие от "большой двадцатки" огромные деньги и новые полномочия. Им не терпится показать себя в деле "спасения мира" и оправдать получение сотен миллиардов долларов, опробовать новые функции.
Едва ли случайно в разгар дубайских событий британская Financial Times опубликовала список из 30 финансовых институтов по всему миру, которые должны подпадать под международное регулирование, поскольку их крах способен парализовать всю мировую финансовую систему.
По сути, это список "системообразующих" банков и страховых компаний. В добавок к национальному регулятору они получат наднационального. Однако есть и другая сторона медали: в случае угрозы какой-либо компании из списка, спасать ее будет не только национальное правительство и ЦБ, но и международные организации, которые все больше превращаются в наднациональные.
Если до последнего времени МВФ шел по пути превращения в мировой Центробанк - кредитора последней инстанции, финансирующий, в случае необходимости, национальные центробанки, то теперь Фонд или родственный ему Всемирный банк готов работать уже и кредиторами, над которыми нависла угроза убытков.
Как это ни парадоксально, но проблемы дубайского госфонда могут вызвать вовсе не обвал мировых рынков, а недолгую коррекцию, после которой рост - инфляция активов - продолжится с новой силой. Поскольку эта ситуация лишь укрепляет сторонников продолжения масштабного стимулирования экономик за счет вливания все новых сотен миллиардов дешевых денег. Вся эта ситуация может стать полигоном для проверки того, насколько мир учел уроки прошлого сентября, обкатки новых подходов к участию государственных и надгосударственных институтов в жизни финансового сектора.